Основная образовательная программа начального общего образования
Основная
образовательная программа начального общего образования (далее – ООП
НОО)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Александровской основной общеобразовательной школы №19
разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ МОиН РФ № 373
от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ
от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», на
основе Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании
РАО (Москва, Просвещение, 2010 год), на основе анализа деятельности
образовательного учреждения и с учетом возможностей,
предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МБОУ ООШ №19 и определяет содержание и организацию
образовательного процесса на уровне начального общего образования. Она представляет
собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности
МБОУ ООШ №19.
Образовательная
программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в федеральном законе «Об образовании в РФ».
Это:
- гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
- единство федерального культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников;
- обеспечение условий для самоопределения
личности, для ее самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающегося адекватной
современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
·
формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование
этого общества;
- содействие взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной,
религиозной и социальной принадлежности.
Цели и задачи реализации основной
образовательной программы
начального общего образования.
Целями реализации
основной образовательной программы начального общего образования являются:
−
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО;
−
обеспечение
достижения качественных образовательных результатов: личностных,
метапредметных, предметных;
−
обеспечение
планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной
школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Достижение
поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:
−
формирование общей культуры,
духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья;
−
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний,
умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
−
становление и развитие личности в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
−
обеспечение преемственности начального
общего и основного общего образования;
−
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
−
обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования;
−
выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
кружков, организацию общественно полезной деятельности;
−
участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
−
использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
−
предоставление обучающимся возможности
для эффективной самостоятельной работы;
−
включение обучающихся в процессы познания
и преобразования внешкольной социальной среды .
Принципы
и подходы к формированию образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ №19
В основе реализации основной образовательной
программы лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает:
−
воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
−
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения
мира;
−
признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
−
учёт индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей
и путей их достижения;
−
обеспечение преемственности дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального
образования;
−
разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и
детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего
развития.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего
образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
−
с изменением при поступлении в школу
ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при
сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся
социальной по содержанию;
−
с освоением новой социальной позиции,
расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
−
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании
внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного
развития;
−
с формированием у школьника основ умения
учиться
и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
−
с изменением при этом самооценки ребёнка,
которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
−
с моральным развитием, которое
существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для
младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
−
центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования:
словеснологическое мышление,
произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь,
анализ, рефлексия содержания, оснований и
способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
−
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение
учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой
системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических
характеристик основной образовательной
программы начального общего образования
МБОУ ООШ №19 учитываются существующие различия в темпах и направлениях
развития детей, индивидуальные различия в их
познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении,
речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и
физиологическими индивидуальными
особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и
своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы,
качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с
адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и
методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального
общего образования.